С чего начинать
Основные принципы начала обучения чтению зависят в первую очередь от возраста Вашего ребенка. И для того, чтобы понять их, необходимо познакомиться с возрастными особенностями развития детей от рождения до семи лет.
Возрастные особенности
Если отталкиваться от возрастной периодизации Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина, то возраст до семи лет может быть поделен на следующие периоды, исходя из типа ведущей деятельности, появления новых навыков (ходьба, речь и др.) и социальной адаптации (отношения, социальные нормы, познание окружающей действительности и пр.):
1. Младенчество: 0-1
2. Ранний возраст (раннее детство): 1-3
3. Дошкольный возраст (возраст игры): 3-7
От рождения до года (0-1)
Основная потребность - эмоциональное общение, - начинает проявляться уже на 1-м месяце жизни. Индикатором этого является оживление при появлении знакомого человека, например, мамы.
Появляется слуховое (2-3 нед.) и зрительное (3-5 нед.) сосредоточение.
Малыш в этот период осваивает разнообразные движения руками (указательные жесты), учится ползать, сидеть и начинает ходить.
Действия через других людей, в сотрудничестве с окружающими - основная форма деятельности ребенка в этом возрасте. Основное стремление - установление контакта, общения с окружающими.
Способность самостоятельно перемещаться в пространстве активизирует потребность в познании окружающего мира. Появляется первая речь. И так как собственных возможностей ещё недостаточно, то возникает конфликт с окружающим миром. Такое противоречие в психологии называют "кризисом 1 года". То есть это "кризис" личных противоречий. И для разрешения этих противоречий необходимо помочь малышу в удовлетворении его познавательных потребностей, предоставив ему дополнительные возможности извне.
Завершение данного периода (конец 1-го года - начало 2-го года) характеризуется правилом, которое наблюдается в речевом развитии всех детей - появление так называемой "автономной речи", характеризующей этап перехода от безъязычного периода развития к периоду овладения родным языком, "языком взрослых". Малыш использует упрощенный вариант слов (би-би, бибика, кис-кис, и т.п.) или даже совершенно новые, непонятные взрослым слова.
Лучше начинать использовать карточки со словами уже в этом возрасте, то есть в возрасте от полугода до года:
во-первых, малыш уже имеет представление о многих из окружающих его объектах и,
во-вторых, в этом возрасте его легко заинтересовать.
И самое главное, - мама, как правило, ещё находится с малышом и у неё достаточно времени для занятий!
От года до трёх лет (1-3)
"Предметная", или правильнее - объектно-функциональная деятельность становится доминирующей в этот период жизни малыша. Её основные показатели или индикаторы - это потребность в изучении окружающих объектов (предметов, животных, растений и пр.), их свойств (форма, цвет, размер и т.п.), функций, а также возможностей по их использованию (действия с объектами).
Этапы развития объектно-функциональной деятельности можно представить в следующем виде:
1 этап: изучение объектов и их основных функций - каждый объект может выполнять совершенно определенную функцию.
2 этап: отделение объекта (носителя функции) от его функции (закрепленной за ним на предыдущем этапе) - один и тот же объект может уже выполнять различные функции (в том числе и не свойственные ему).
Необходимо проводить занятия с восприятием объектов, геометрических фигур, дорисовывание, складывание целого из частей: например, прямоугольника из двух прямоугольных треугольников, или кубиков с элементами общей картинки, или просто можете разрезать на несколько частей любую картинку и предложить вашему малышу её сложить.
Когда такой синтез станет для малыша делом привычным, вы можете, например, кубики собирать намеренно неправильно - ваш малыш с удовольствием укажет вам на вашу ошибку. Так вы проверяете его совершенно естественным способом, а также у вас появляется дополнительная возможность заслуженно похвалить вашего малыша, восхититься его наблюдательностью, находчивостью.
В этот период начинает проявляться самостоятельность в решениях, но не все из них малыш сам способен осуществить и, кроме того, не все они вообще нуждаются в выполнении. Следствием этого является "кризис 3-х лет".
То есть этот "кризис" связан с перестройкой социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.
В этом возрасте доминирующим все еще остается правое полушарие головного мозга и поэтому преобладает восприятие информации через зрительный канал. Использование метода "целых слов" наиболее эффективно в этот период в его "флэш" варианте, когда карточки со словами на этапе первого знакомства можно показывать очень быстро. После освоения достаточного количества слов можно переходить к построению простых фраз и к играм.
От трёх до семи лет (3-7)
Противоречие кризиса 3-х лет, между осознанием собственного "Я" и невозможностью полноценного участия в жизни общества, взрослых, может быть разрешено в игровой деятельности, которая становится ведущей на этот период развития ребенка. В игре на первое место выходят правила.
Этот период наиболее чувствителен к развитию памяти. Из-за её (в основном) непроизвольности запоминаются только интересные (интересующие малыша) факты и события. И для поддержания интереса важной составляющей любого события является его эмоциональная насыщенность.
Необходимость в дальнейшем познании, получении новых знаний появляется в учебной деятельности - рассматриваемой как ведущей в следующий возрастной период: 7-11 лет.
Новый режим, поведение, отношения и т.п. Слишком много нового, поэтому и навык чтения лучше уже иметь к этому возрасту.
Начало обучения малыша в этом возрасте может быть не менее эффективным. Самое главное, что это период игры и обучаясь в игровой форме, ваш малыш с не меньшим интересом приобретет навык чтения и - главное - этот интерес сохраниться у него на всю жизнь. Для детей это ещё и лишняя возможность пообщаться с родителями тет-а-тет, поэтому они, как правило, ценят такие занятия и ждут их с нетерпением.
Для детей старше 3-х лет начинать обучение лучше с комбинирования Мультисенсорного метода (метода целых слов) и Фонетического метода. В этом возрасте уже появляется способность к анализу, что позволит эффективнее конструировать и воспринимать новые слова на основе изученных элементов (частей слов).
Основные правила начала работы с карточками
Последовательность обучения чтению (формирование навыков восприятия письменной речи) по методу целых слов использует естественную способность маленьких детей (примерно до трёх-трёх с половиной лет) воспринимать информацию практически мгновенно, что и дало название данному подходу: флэш-метод демонстрации материала.
Обучение словам, в общем случае, можно начинать по двум направлениям:
1. "От малыша"
2. От простого к сложному
Если первый путь лучше подходит для начала обучения в раннем возрасте, то второй - в последующем, когда усложнение материала относится к последовательному изучению произношения, написания, увеличению количества букв и слогов в словах и т.п. Обучение "от малыша" подразумевает освоение им сначала тех понятий, которые ему наиболее доступны, а затем, по мере роста и развития, - переход к понятиям следующих уровней, с постепенным "удалением" их от малыша. То есть начинать нужно со слов (существительных), обозначающих ближайших людей, животных, предметы и далее - субъекты и объекты, находящиеся за пределами прямой видимости: кухня, ванная, дом, улица, город/деревня, жители, домашние животные, дикие животные, обитающие рядом с домом, лесные животные и т.п. Каждую группу существительных необходимо сопровождать определениями и действиями: прилагательными, наречиями, числительными и глаголами.
В этом вам поможет классификация слов по темам и частям речи.
Показ слов лучше сопровождать активными действиями, которые согласуются с демонстрируемым в конкретный момент словом. Если это существительное, обозначающее часть тела, то необходимо при показе, например, слова "руки" показать руки. При показе глагола, например, "поднимать" необходимо его связать с уже известным существительным: "поднимать руки". Таким же способом можно показать направление: "руки вверх", "руки в стороны" и т.д. В этом случае малыш будет:
- слышать слово;
- видеть его;
- понимать (ощущать) его смысл - совершать действия, связанные с конкретным словом, сравнивать;
- понимать вопросы, связанные с ним (приказания/просьбы).
Обучение в возрасте 1-3(4)-х лет
Так как ведущая деятельность нацелена на знакомство с окружающей действительностью, то и игры также носят объектный характер: малышу нужно сначала разобраться, как работает тот или иной объект, как устроена игрушка, и что с ней можно сделать.Последовательность. Начинать обучение необходимо с "первых" слов, наиболее употребительных, близких малышу. На крупных карточках представлены так называемые "близкие" слова, то есть слова, обозначающие части тела, простейшие действия, которые может выполнить сам малыш или вы ему сможете продемонстрировать, а также несколько прилагательных и наречий.
Очень важно начинать обучение с использованием слов "о себе", так как тело и те физические действия, которые можно с его помощью выполнять, малыш узнает в первую очередь. А затем его познания постепенно расширяются в направлении изучения окружающего мира, что позволяет активно увеличивать словарный запас.
Первые 50-100 слов необходимы для формирования у малыша общего представления о структуре письменного языка и связи его с разговорным языком. После того как ваш малыш их усвоил, вы можете включать в процесс обучения простейшие фразы типа "руки вверх", "хорошее настроение", "мы пойдём гулять". Таким же образом можно давать в составе фраз абстрактные понятия (существительные и глаголы, выражающие чувства, эмоции и т.п.) - в соответствии с возрастом малыша, и действия, которые вы в состоянии продемонстрировать.
После того, как первые слова позволят закрепить у малыша в сознании образцы письменной речи, дальнейшее обучение будет проходить намного эффективнее и быстрее.
Естественно, что базовый набор первых слов может изменяться в зависимости от возраста вашего малыша, точнее - он может быть дополнен по вашему усмотрению.
Важно! Первое занятие будет самым важным, именно от того, как оно пройдет, и будет зависеть вообще весь процесс обучения. Поэтому выберите время, когда и вы, и ваш малыш будете в отличном настроении, например, после завтрака и перед прогулкой, сообщите что хотите показать нечто очень интересное и после этого начните занятия. После - обязательно похвалите и обнимите малыша. А затем отправляйтесь на прогулку или займитесь другим интересным для него и вас делом.
Для упрощения этого процесса в наборе представлены аффиксы: приставки, суффиксы, окончания, которые вы будете использовать для словоизменений в процессе игр и согласования падежей при составлении фраз.
И это значит, что ваш малыш, исходя из увиденных образцов, сможет в дальнейшем и читать и понимать новые, незнакомые ему слова, не уча ни алфавит, ни слоги. Здесь, бесспорно, используется естественная способность детей запоминать образцы, причем не только поведения (от окружающих), но и речи.
При демонстрации слов, согласно рекомендациям Г. Домана, необходимо поместить карточку на расстоянии вытянутой руки от малыша и всякий раз произносить вводную фразу, вроде этой: "Это слово произносится (звучит)…".
И так для каждого последующего слова. Длительность показа каждой карточки со словом, при использовании флэш-метода, не должна превышать одной секунды. Также не требуется давать каких-либо дополнительных пояснений. Для старшего возраста, конечно, необходимо использовать мультисенсорную разновидность этого подхода, когда каждое слово не просто демонстрируется, но и объясняется. Начните с показа трех-пяти слов за один раз с несколькими повторами в течение дня. И не ждите мгновенного результата, пусть ваш малыш освоится в письменной речи, привыкнет к ней, поймет основные принципы и тогда для него это станет обычным делом. Если возникают сложности с обычной демонстрацией слов, то используйте игровые элементы, которые для вашего малыша будут интересны и занимательны.
Ну а далее, необходимо расширять словарный запас вашего малыша, используя все новые слова и фразы с ними.
И нет никакого смысла в этом возрасте начинать с изучения букв, потому что дети видят одни и те же буквы помногу раз в разных словах, и они САМИ понимают их звучание. Малыш учится распознавать произношения отдельных звуков - когда встречает одинаковые комбинации <символы-произношение> в составе различных слов. Таким образом, при данном подходе к обучению, алфавит выучивается как бы сам собой, - после освоения достаточного количества слов.
Обучение в возрасте 3(4)-7-ми лет
В этом возрасте, как известно, ведущей деятельностью становится ролевая игра, где роли могут играть как другие люди, так и игрушки. По этой причине обучение должно строиться на основе интересных для малыша игр. Только так можно достичь требуемого результата.Если ваш малыш уже научился читать к этому возрасту по методу целых слов, то сейчас в самый раз закрепить успех, переходя к чтению интересных книг для получения новой информации. Карточки со словами, при этом, можно использовать для разнообразных игр. И, в частности, для игр, в которых ваш малыш будет осваивать состав слов: как структурный (буквы, слоги), так и смысловой (приставки, корни, суффиксы, окончания). Тематическое разделение можно использовать для логических игр на обобщение, классификацию и др. А деление по частям речи - для изучения правил словообразования в рамках каждой из частей речи, и для составления фраз.
Если ваш малыш ещё не имел дело с процессом обучения чтению, то имеет смысл использовать звуковой аналитико-синтетический метод.
Общие принципы такого подхода представлены в главе о совмещении методик.
При использовании материалов сайта ссылка на www.dosemi.ru обязательна.
Ни один из материалов сайта не может быть использован полностью или частично без ссылки на первоисточник.
Во всех случаях в соответствии с ч.4 ГК Российской Федерации ссылка на первоисточник должна представлять собой активную гиперссылку следующего вида:
www.dosemi.ru
(<a href="http://www.dosemi.ru/" target="_blank">www.dosemi.ru</a>).