С чего начинать

Основные принципы начала обучения чтению зависят в первую очередь от возраста Вашего ребенка. И для того, чтобы понять их, необходимо познакомиться с возрастными особенностями развития детей от рождения до семи лет.

Возрастные особенности

   Если отталкиваться от возрастной периодизации Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина, то возраст до семи лет может быть поделен на следующие периоды, исходя из типа ведущей деятельности, появления новых навыков (ходьба, речь и др.) и социальной адаптации (отношения, социальные нормы, познание окружающей действительности и пр.):
     1. Младенчество: 0-1
     2. Ранний возраст (раннее детство): 1-3
     3. Дошкольный возраст (возраст игры): 3-7


От рождения до года (0-1)

Малыш      Основная потребность - эмоциональное общение, - начинает проявляться уже на 1-м месяце жизни. Индикатором этого является оживление при появлении знакомого человека, например, мамы.
     Появляется слуховое (2-3 нед.) и зрительное (3-5 нед.) сосредоточение.
     Малыш в этот период осваивает разнообразные движения руками (указательные жесты), учится ползать, сидеть и начинает ходить.
     Действия через других людей, в сотрудничестве с окружающими - основная форма деятельности ребенка в этом возрасте. Основное стремление - установление контакта, общения с окружающими.
     Способность самостоятельно перемещаться в пространстве активизирует потребность в познании окружающего мира. Появляется первая речь. И так как собственных возможностей ещё недостаточно, то возникает конфликт с окружающим миром. Такое противоречие в психологии называют "кризисом 1 года". То есть это "кризис" личных противоречий. И для разрешения этих противоречий необходимо помочь малышу в удовлетворении его познавательных потребностей, предоставив ему дополнительные возможности извне.
     Завершение данного периода (конец 1-го года - начало 2-го года) характеризуется правилом, которое наблюдается в речевом развитии всех детей - появление так называемой "автономной речи", характеризующей этап перехода от безъязычного периода развития к периоду овладения родным языком, "языком взрослых". Малыш использует упрощенный вариант слов (би-би, бибика, кис-кис, и т.п.) или даже совершенно новые, непонятные взрослым слова.
     Лучше начинать использовать карточки со словами уже в этом возрасте, то есть в возрасте от полугода до года:
       во-первых, малыш уже имеет представление о многих из окружающих его объектах и,
       во-вторых, в этом возрасте его легко заинтересовать.
     И самое главное, - мама, как правило, ещё находится с малышом и у неё достаточно времени для занятий!



От года до трёх лет (1-3)

Чтение      "Предметная", или правильнее - объектно-функциональная деятельность становится доминирующей в этот период жизни малыша. Её основные показатели или индикаторы - это потребность в изучении окружающих объектов (предметов, животных, растений и пр.), их свойств (форма, цвет, размер и т.п.), функций, а также возможностей по их использованию (действия с объектами).
     Этапы развития объектно-функциональной деятельности можно представить в следующем виде:
       1 этап: изучение объектов и их основных функций - каждый объект может выполнять совершенно определенную функцию.
       2 этап: отделение объекта (носителя функции) от его функции (закрепленной за ним на предыдущем этапе) - один и тот же объект может уже выполнять различные функции (в том числе и не свойственные ему).
     Необходимо проводить занятия с восприятием объектов, геометрических фигур, дорисовывание, складывание целого из частей: например, прямоугольника из двух прямоугольных треугольников, или кубиков с элементами общей картинки, или просто можете разрезать на несколько частей любую картинку и предложить вашему малышу её сложить.
     Когда такой синтез станет для малыша делом привычным, вы можете, например, кубики собирать намеренно неправильно - ваш малыш с удовольствием укажет вам на вашу ошибку. Так вы проверяете его совершенно естественным способом, а также у вас появляется дополнительная возможность заслуженно похвалить вашего малыша, восхититься его наблюдательностью, находчивостью.
     В этот период начинает проявляться самостоятельность в решениях, но не все из них малыш сам способен осуществить и, кроме того, не все они вообще нуждаются в выполнении. Следствием этого является "кризис 3-х лет".
     То есть этот "кризис" связан с перестройкой социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.
     В этом возрасте доминирующим все еще остается правое полушарие головного мозга и поэтому преобладает восприятие информации через зрительный канал. Использование метода "целых слов" наиболее эффективно в этот период в его "флэш" варианте, когда карточки со словами на этапе первого знакомства можно показывать очень быстро. После освоения достаточного количества слов можно переходить к построению простых фраз и к играм.



От трёх до семи лет (3-7)

Чтение      Противоречие кризиса 3-х лет, между осознанием собственного "Я" и невозможностью полноценного участия в жизни общества, взрослых, может быть разрешено в игровой деятельности, которая становится ведущей на этот период развития ребенка. В игре на первое место выходят правила.
     Этот период наиболее чувствителен к развитию памяти. Из-за её (в основном) непроизвольности запоминаются только интересные (интересующие малыша) факты и события. И для поддержания интереса важной составляющей любого события является его эмоциональная насыщенность.
     Необходимость в дальнейшем познании, получении новых знаний появляется в учебной деятельности - рассматриваемой как ведущей в следующий возрастной период: 7-11 лет.
     Новый режим, поведение, отношения и т.п. Слишком много нового, поэтому и навык чтения лучше уже иметь к этому возрасту.
     Начало обучения малыша в этом возрасте может быть не менее эффективным. Самое главное, что это период игры и обучаясь в игровой форме, ваш малыш с не меньшим интересом приобретет навык чтения и - главное - этот интерес сохраниться у него на всю жизнь. Для детей это ещё и лишняя возможность пообщаться с родителями тет-а-тет, поэтому они, как правило, ценят такие занятия и ждут их с нетерпением.
     Для детей старше 3-х лет начинать обучение лучше с комбинирования Мультисенсорного метода (метода целых слов) и Фонетического метода. В этом возрасте уже появляется способность к анализу, что позволит эффективнее конструировать и воспринимать новые слова на основе изученных элементов (частей слов).



Основные правила начала работы с карточками

Чтение      Последовательность обучения чтению (формирование навыков восприятия письменной речи) по методу целых слов использует естественную способность маленьких детей (примерно до трёх-трёх с половиной лет) воспринимать информацию практически мгновенно, что и дало название данному подходу: флэш-метод демонстрации материала.
     Обучение словам, в общем случае, можно начинать по двум направлениям:
     1. "От малыша"
     2. От простого к сложному
     Если первый путь лучше подходит для начала обучения в раннем возрасте, то второй - в последующем, когда усложнение материала относится к последовательному изучению произношения, написания, увеличению количества букв и слогов в словах и т.п. Обучение "от малыша" подразумевает освоение им сначала тех понятий, которые ему наиболее доступны, а затем, по мере роста и развития, - переход к понятиям следующих уровней, с постепенным "удалением" их от малыша. То есть начинать нужно со слов (существительных), обозначающих ближайших людей, животных, предметы и далее - субъекты и объекты, находящиеся за пределами прямой видимости: кухня, ванная, дом, улица, город/деревня, жители, домашние животные, дикие животные, обитающие рядом с домом, лесные животные и т.п. Каждую группу существительных необходимо сопровождать определениями и действиями: прилагательными, наречиями, числительными и глаголами.
     В этом вам поможет классификация слов по темам и частям речи.
     Показ слов лучше сопровождать активными действиями, которые согласуются с демонстрируемым в конкретный момент словом. Если это существительное, обозначающее часть тела, то необходимо при показе, например, слова "руки" показать руки. При показе глагола, например, "поднимать" необходимо его связать с уже известным существительным: "поднимать руки". Таким же способом можно показать направление: "руки вверх", "руки в стороны" и т.д. В этом случае малыш будет:

  • слышать слово;
  • видеть его;
  • понимать (ощущать) его смысл - совершать действия, связанные с конкретным словом, сравнивать;
  • понимать вопросы, связанные с ним (приказания/просьбы).
     Таким образом, задействованы несколько каналов восприятия, что способствует повышению эффективности усвоения новых слов. Старайтесь также чётко произносить слова, помогая тем самым вашему малышу увидеть их произношение, артикуляцию. Будет чудесно, если демонстрируемое слово можно также сопоставить с объектом, характеристикой или действием. Так происходит более эффективное закрепление понятия, присутствующего в жизни малыша, развивается память, образное и пространственное мышление, логика.


Обучение в возрасте 1-3(4)-х лет

     Так как ведущая деятельность нацелена на знакомство с окружающей действительностью, то и игры также носят объектный характер: малышу нужно сначала разобраться, как работает тот или иной объект, как устроена игрушка, и что с ней можно сделать.
     Последовательность. Начинать обучение необходимо с "первых" слов, наиболее употребительных, близких малышу. На крупных карточках представлены так называемые "близкие" слова, то есть слова, обозначающие части тела, простейшие действия, которые может выполнить сам малыш или вы ему сможете продемонстрировать, а также несколько прилагательных и наречий.
     Очень важно начинать обучение с использованием слов "о себе", так как тело и те физические действия, которые можно с его помощью выполнять, малыш узнает в первую очередь. А затем его познания постепенно расширяются в направлении изучения окружающего мира, что позволяет активно увеличивать словарный запас.
     Первые 50-100 слов необходимы для формирования у малыша общего представления о структуре письменного языка и связи его с разговорным языком. После того как ваш малыш их усвоил, вы можете включать в процесс обучения простейшие фразы типа "руки вверх", "хорошее настроение", "мы пойдём гулять". Таким же образом можно давать в составе фраз абстрактные понятия (существительные и глаголы, выражающие чувства, эмоции и т.п.) - в соответствии с возрастом малыша, и действия, которые вы в состоянии продемонстрировать.
     После того, как первые слова позволят закрепить у малыша в сознании образцы письменной речи, дальнейшее обучение будет проходить намного эффективнее и быстрее.
     Естественно, что базовый набор первых слов может изменяться в зависимости от возраста вашего малыша, точнее - он может быть дополнен по вашему усмотрению.
     Важно! Первое занятие будет самым важным, именно от того, как оно пройдет, и будет зависеть вообще весь процесс обучения. Поэтому выберите время, когда и вы, и ваш малыш будете в отличном настроении, например, после завтрака и перед прогулкой, сообщите что хотите показать нечто очень интересное и после этого начните занятия. После - обязательно похвалите и обнимите малыша. А затем отправляйтесь на прогулку или займитесь другим интересным для него и вас делом.
     Для упрощения этого процесса в наборе представлены аффиксы: приставки, суффиксы, окончания, которые вы будете использовать для словоизменений в процессе игр и согласования падежей при составлении фраз.
     И это значит, что ваш малыш, исходя из увиденных образцов, сможет в дальнейшем и читать и понимать новые, незнакомые ему слова, не уча ни алфавит, ни слоги. Здесь, бесспорно, используется естественная способность детей запоминать образцы, причем не только поведения (от окружающих), но и речи.
     При демонстрации слов, согласно рекомендациям Г. Домана, необходимо поместить карточку на расстоянии вытянутой руки от малыша и всякий раз произносить вводную фразу, вроде этой: "Это слово произносится (звучит)…".
     И так для каждого последующего слова. Длительность показа каждой карточки со словом, при использовании флэш-метода, не должна превышать одной секунды. Также не требуется давать каких-либо дополнительных пояснений. Для старшего возраста, конечно, необходимо использовать мультисенсорную разновидность этого подхода, когда каждое слово не просто демонстрируется, но и объясняется. Начните с показа трех-пяти слов за один раз с несколькими повторами в течение дня. И не ждите мгновенного результата, пусть ваш малыш освоится в письменной речи, привыкнет к ней, поймет основные принципы и тогда для него это станет обычным делом. Если возникают сложности с обычной демонстрацией слов, то используйте игровые элементы, которые для вашего малыша будут интересны и занимательны.
     Ну а далее, необходимо расширять словарный запас вашего малыша, используя все новые слова и фразы с ними.
     И нет никакого смысла в этом возрасте начинать с изучения букв, потому что дети видят одни и те же буквы помногу раз в разных словах, и они САМИ понимают их звучание. Малыш учится распознавать произношения отдельных звуков - когда встречает одинаковые комбинации <символы-произношение> в составе различных слов. Таким образом, при данном подходе к обучению, алфавит выучивается как бы сам собой, - после освоения достаточного количества слов.


Обучение в возрасте 3(4)-7-ми лет

     В этом возрасте, как известно, ведущей деятельностью становится ролевая игра, где роли могут играть как другие люди, так и игрушки. По этой причине обучение должно строиться на основе интересных для малыша игр. Только так можно достичь требуемого результата.
     Если ваш малыш уже научился читать к этому возрасту по методу целых слов, то сейчас в самый раз закрепить успех, переходя к чтению интересных книг для получения новой информации. Карточки со словами, при этом, можно использовать для разнообразных игр. И, в частности, для игр, в которых ваш малыш будет осваивать состав слов: как структурный (буквы, слоги), так и смысловой (приставки, корни, суффиксы, окончания). Тематическое разделение можно использовать для логических игр на обобщение, классификацию и др. А деление по частям речи - для изучения правил словообразования в рамках каждой из частей речи, и для составления фраз.
     Если ваш малыш ещё не имел дело с процессом обучения чтению, то имеет смысл использовать звуковой аналитико-синтетический метод.
     Общие принципы такого подхода представлены в главе о совмещении методик.









 При использовании материалов сайта ссылка на www.dosemi.ru обязательна.
 Ни один из материалов сайта не может быть использован полностью или частично без ссылки на первоисточник. Во всех случаях в соответствии с ч.4 ГК Российской Федерации ссылка на первоисточник должна представлять собой активную гиперссылку следующего вида: www.dosemi.ru (<a href="http://www.dosemi.ru/" target="_blank">www.dosemi.ru</a>).


bottom