Методы

     Сколько существует методов для обучения малышей чтению и грамоте в целом? В каком возрасте лучше всего применять одни методы, а когда лучше использовать другие? Как можно сочетать преимущества наиболее эффективных и популярных способов обучения?
     Многие родители при воспитании и обучении своих детей задают эти и подобные им вопросы.
     Методы, относящиеся к раннему интеллектуальному развитию детей, разрабатывались и в 19-м, и в 20-м веках, и не перестают усовершенствоваться поныне. Способы, применяемые для обучения малышей чтению на родном языке, в основном известны. Их можно выделить в два направления:
     1. Обучение "целыми словами".
     2. Звукобуквенный (аналитико-синтетический) подход.
     Разновидности этих направлений активно используются в настоящее время. Если говорить о подходах в рамках отдельных направлений, то выбор скорее зависит от индивидуальных особенностей малыша, его интересов, а также интересов и возможностей родителей. Но при сравнении этих направлений в целом, на первый план уже выходят абсолютные показатели, такие как возраст, физические и интеллектуальные способности малыша. Соответственно, учёт этих особенностей может существенно повысить эффективность применения любых методик.

Малыши      Существует множество методик обучения грамоте и, в частности, чтению: от буквослагательного метода до метода целых слов и даже целых текстов, всё зависит от того, что принимается за единицу письменной речи - буква (обозначающая на письме звук) или слово/предложение/текст.
     Далее кратко перечислены основные методы, которые используются для раннего образовательного процесса, учитывая характер развития восприятия ребёнка с возрастом.
     Фонетический или звуковой (аналитико-синтетический) метод предполагает начинать обучение с изучения звучания букв. Далее осуществляется переход к изучению различных буквосочетаний и затем - слов.
     Монтессори предлагает связать на начальном этапе развитие мелкой моторики с обучением письму и чтению. Малыш, учась обводить и заштриховывать геометрические фигуры, переходит на буквы и их тактильное (ощупывание) и кинестетическое (движения) восприятие.
     Подход Домана предполагает использование так называемого флэш-метода, который основан на восприятии больших объёмов информации с помощью активного правого полушария в раннем возрасте. Обучение чтению начинается либо со стимулирования зрительного аппарата малыша (контрастными рисунками) в возрасте нескольких недель, либо (начиная с 3-6-ти месяцев) с демонстрации карточек с образцами письменной речи на примере простых слов из ближайшего окружения малыша. Достоинством метода является его функциональность и проработанность последовательности использования.
     Мультисенсорный метод отличается тем, что показ карточек со словами и фразами сопровождается наглядной демонстрацией значения каждого слова, будь то предмет, характеристика или действие. Обучение новым словам должно сопровождаться визуальным и другими типами подкрепления - картинкой, соответствующими звуками, касанием предмета и/или взятием его в руки, демонстрацией действия, эмоции и т.п. Преимуществом же методов "целых слов", к которым относятся и метод Домана и Мультисенсорный (МС) метод, является, в итоге, быстрое чтение без складывания слов из букв и слогов.
     МС метод может быть применён в любом возрасте. С данным набором можно реализовать оба метода, где основное внимание уделяется словам.
     "Складовый" метод, предлагаемый, например, в виде кубиков и таблиц (обучение чтению по методике Зайцева), использует упрощённый вариант деления слов только на простые слоги, предполагающий конечное число обучающих материалов. Действительно, имеется ограниченное количество так называемых "складов", под которыми понимаются простые слоги, состоящие из двух букв: согласная-гласная (СГ). Другие комбинации букв, не учитываемые при таком подходе, восполняются отдельными буквами.


Совместное использование методов

Книги
     Как же можно использовать лучшие особенности этих направлений совместно?
     Представленный комплексный подход позволяет учесть основные особенности развития малыша, и способствует легкому началу обучения чтению с возраста нескольких месяцев и вплоть до 6-7-ми лет, а также, если малыш уже умеет читать, то возможно закрепить имеющийся навык, пополнить словарный запас и плотнее подойти к изучению структуры родного языка. Это обеспечит в дальнейшем преимущества не только в вопросе чтения для получения необходимой информации и приобретения знаний, но также послужит основой для успешного и грамотного изложения собственных мыслей.
     Это не просто удобно и эффективно. Дети сами жаждут систематизировать всё вокруг. И методика направляет, способствует лучшей подаче материала, позволяет сделать процесс познания окружающего мира не только увлекательным и полезным, но и относительно простым и понятным занятием. А совмещение обучения с ведущей деятельностью, объектной или игровой, поможет легко, радостно и гармонично развиваться и узнавать всё новое для малыша.
     Кроме того, навык чтения положительно сказывается и на развитии речевых центров головного мозга. Ведь восприятие речи на слух, также как и восприятие письменности входят в число основных высших функций головного мозга человека.
     И родители способны к самостоятельному раннему обучению своих детей, что даёт также дополнительную возможность для совместного времяпрепровождения.
     Обучение чтению и письму способствует также развитию творческих способностей, заложенных в каждого ребёнка, позволяет расширять кругозор, прививает с детства любовь к книге и процессу познания.

Подробнее >>>

 








 При использовании материалов сайта ссылка на www.dosemi.ru обязательна.
 Ни один из материалов сайта не может быть использован полностью или частично без ссылки на первоисточник. Во всех случаях в соответствии с ч.4 ГК Российской Федерации ссылка на первоисточник должна представлять собой активную гиперссылку следующего вида: www.dosemi.ru (<a href="http://www.dosemi.ru/" target="_blank">www.dosemi.ru</a>).


bottom